Никто из нас не скажет себе, а уж тем более окружающим, что он неважный водитель – иначе незачем и на дороге показываться. Наоборот - мы стараемся всячески стараемся доказать (в том числе и соседям по потоку), что мы быстрее других умеем крутить руль, глубже продавливать педаль газа и совершенно естественно выполнять такие маневры, от которых и у бывалого автогонщика волосы дыбом встанут…
Как результат – никогда не пустующая графа «количество ДТП» в милицейской статистике и откровенный беспредел на наших дорогах. Причем принцип «кто во что город» становится для Иркутска настолько актуальным, что впору отождествить каждую поездку по городу с перекочевавшим из автоспорта «экстремальное вождение». А если поглубже вникнуть в причины каждой аварии, то в большинстве их лежит элементарная переоценка водителями собственных возможностей (именуемая банальной фразой «не справился с управлением») и неумение прогнозировать развитие ситуации. И действительно, в автошколах (кто «права» на общих основаниях получал) этому не учат, административное воздействие ГАИ не всегда неотвратимо, скоростной режим и состояние дорог соответствуют разве что середине прошлого века, в то время как автопарк стремительно молодеет, становясь все мощнее, быстрее и дороже.
Так что, выхода нет и рост ДТП неизбежен? Не совсем так. Просто те навыки выхода из аварийных ситуаций, постижение которых в обычной практике порой занимает долгие годы (а иногда и всю жизнь), можно получить гораздо быстрее, и при этом совсем необязательно искать эти самые аварийные ситуации на реальной дороге, чтобы успешно выходить из них победителем. Достаточно пройти курс контраварийного обучения, созданный профессором Эрнестом Цыганковым. Имя этого человека хорошо известно не только профессиональным автогонщикам и любителям автоспорта, а перечисление его званий и титулов может стать темой для отдельной статьи – зам. председателя тренерского совета ФАС, заслуженный тренер России, академик БПА, доктор педагогических наук, профессор кафедры автомотоспорта Российской Государственной Академии Физической Культуры, ведущий специалист России по автоспорту, награжден 6 почетными знаками ДОСААФ, почетным знаком Кремлевского полка за подготовку Почетного эскорта, 6 Золотыми медалями «Тренер Чемпиона СССР», бронзовой медалью ВДНХ за разработку методики контраварийной подготовки водителей тяжелых автопоездов, Знаком «Ветеран автоспорта», большим количеством грамот, медалей и дипломов за подготовку спортивных команд, чемпионов и призеров всесоюзных, российских и международных соревнований, в течение многих лет Цыганков является спортивным комиссаром российских и международных соревнований по авторалли.
Разработанный еще в конце 70-х годов, этот курс прежде всего был ориентирован на водителей, так сказать, «спецавтохозяйств» и включал немало специфических моментов. Сейчас, по словам его создателя, «… все, чему мы учим, вполне доступно любому человеку. Это подтверждает многолетний опыт работы центра. Обучение у нас с успехом завершили тысячи водителей, которые никогда не стремились стать автогонщиками или каскадерами». Основная задача – научить водителя восстанавливать контроль над машиной в любой ситуации, на любой дороге, и быть готовым к любому развитию событий. Доказано – человек, в совершенстве овладевший навыками контраварийного вождения, не только способен избежать казалось бы неминуемого ДТП, но и в целом ведет себя на дороге более спокойно и уверено.
До недавнего времени услуги Центра Высшего Водительского Мастерства (ЦВВМ) были доступны лишь жителям крупных городов европейской части России. Сейчас такая возможность появилась и у нас - в Иркутске открылся собственный, на сегодняшний день единственный в Сибири ЦВВМ. Обучение здесь ведут опытные инструкторы, прошедшие необходимую подготовку у самого Эрнеста Цыганкова. Базовый курс состоит из трех частей – теория и тренажерные занятия в классе, «обычная» автодромная подготовка и «спецмероприятия» на чистом льду (во всех практических занятиях принимает участие наш самый титулованный автогонщик, мастер спорта Александр Пушкарь). Причем вся подготовка учитывает и «региональные» условия – соотношение право – и леворульных автомобилей, АКПП и «механики», типа привода и пр. К тому же практические занятия настоятельно рекомендуется проходить на собственном автомобиле (в полном одиночестве, слушая лишь передаваемые по рации команды инструктора) – только так можно полностью понять и «почувствовать» поведение машины.
Здесь же стоит отметить, что в будущем наша газета намерена регулярно знакомить вас с работой иркутского ЦВВМ и делиться подробными советами и рекомендациями специалистов.
И хотя рассчитана профессиональная подготовка на любого желающего, прежде всего курс будет интересен и полезен тем, кто действительно заботится о долголетии как своем собственном, так и своего автомобиля. Тем, кто по-настоящему заинтересован в повышении собственного мастерства и полной уверенности за рулем. Впрочем, других здесь и не будет – безопасность стоит недешево, но она того стоит.