АВТОЛИКБЕЗ ДЛЯ «ЧАЙНИКОВ» И ОТЧАЯННЫХ
Организовали иркутяне братья Степановы.
- Алексей Викторович, что это за методика такая? У меня после вчерашней тренировки руки отваливаются! – жалуется хрупкая блондинка Алексею Степанову, преподавателю Иркутского центра Высшего Водительского мастерства.
Через три часа наблюдения за маневрами учеников Алексея и Сергея Степановых на льду автодрома я понимаю, что «отваливающиеся руки» - это почти буквально. Нагрузки, предлагаемые в центре, не каждый тренированный мужик выдержит, что уж говорить о дамах.
Детище профессора Цыганкова.
О какой же методике вела речь, замученная братьями Степановыми девушка? А вот о какой. Жил в Москве (и, слава Богу, здравствует до сих пор. – Авт.) фанатик автомобильного спорта Эрнест Цыганков. Тренировал сборную СССР по авторалли, преподавал в Центральном государственном институте физической культуры. Однажды Эрнеста Сергеевича осенило: а почему бы хоть часть уникального опыта спортсменов – автогонщиков, которые в абсолютно безнадежных ситуациях не только сами умудряются остаться живыми и не получить серьезных повреждений, но и спасти своего железного коня, не поставить на службу обыкновенном, не гоняющимся за спортивными почестями водителям? Так 25 лет назад в нашей стране появился первый центр высшего водительского мастерства. В основу обучения в центре легла разработанная Эрнестом Цыганковым, не имеющая аналогов в мире, методика контраварийного вождения.
Но на детище Цыганкова немедленно наложили лапу спецслужбы. Навыки безаварийного вождения в московском центре долгие годы осваивали исключительно отечественные Джеймсы бонды, массовому водителю оставалось лишь завистливо кусать локти. Однако пять лет назад в Московском инфизкульте создали кафедру нетрадиционных и экстремальных видов спорта, и методика профессора Цыганкова наконец-то получила гражданские традиции. Из нее, правда, исключили элементы, необходимые сотрудникам спецподразделений. Но самую суть передали в пользование народу в целостности и сохранности. И не только российскому – наши доморощенные приемы контраварийного вождения все шире используются за рубежом.
Власть над автомобилем – большой кайф.
Прогрессивная методика стараниями братьев Степановых и известного в нашей области автогонщика Александра Пушкаря с недавних пор получила пропуску и в Иркутске.
- идея центра возникла у нас давно, - говорит Александр Пушкарь. – но мы не знали, как и что делать. Для начала проштудировали книги, написанные профессором Цыганковым. А уже в мае 2004-го Алексей и Сергей прошли в Москве полный курс как водители и как преподаватели.
За сколь нешутейное дело они собираются взяться, Степановы поняли уже в Москве.
- Когда ехали в столицу, мы думали, - вспоминает Алексей, - стаж водительский у меня 13, у Сережи 7 лет. 600-700 тысяч километров безаварийной езды. Да еще автоспортом занимаемся. Поэтому мечтали о создании в Иркутске курсов экстремального вождения на базе гоночных машин. Через день-два занятий стало ясно: нашей «гоночной» философии место на свалке. Желающих и умеющих готовить автогонщиков и без Степановых хватит. Научить же обычного человека, хоть начинающего водителя, хоть опытного, качественно и безопасно управлять автомобилем гораздо сложнее и нужнее. Ведь сев за руль, у нас каждый второй считает себя королем дорог. В результате только за 9 месяцев 2004 года в Иркутской области зафиксировано 3800 дорожно-транспортных происшествий, из них около двух тысяч – со смертельным исходом.
Домой мы возвращались с убеждениями, разительно отличающимися от тех, какие везли в Первопрестольную. И с документами на право открытия в Иркутске филиала Московского центра высшего водительского мастерства. Но это была только половина дела. Требовалось как можно быстрее оборудовать учебные места. Суммой, достаточной для покупки автотренажеров заводского изготовления, мы не располагали. Каждый агрегат на два кресла волгоградского производства стоил 35 тысяч рублей. Выкрутились – шесть пар тренажеров смастерили собственноручно и установили в одной из аудиторий Объединенной технической школы при областном РОСТО на улице Поленова. Наше получились даже лучше фирменных. Отремонтировали сам класс, пребывавший в плачевном состоянии.
Затем надо было найти и подготовить площадку для практических занятий. В Иркутске подходящего места – большой площади с хорошим асфальтом – нет. После долгих поисков мы остановили выбор на полузаброшенном картодроме за детской железной дорогой на острове Юность. Хоть и там сильно не разгонишься.
В …. (Скрыто на время конкурса) Степановы набрали первую группу. И к январю 2005-го в активе центра было уже 40 выпускников – мужчин, женщин, подростов.
В экстремальной ситуации надежда только на рефлексы.
Объем знаний и, до некоторого предела, навыков, которые передают Сергей и Алексей своим подопечным, вполне сравним с объемом знаний и умений мастера спорта по авторалли начала 90-х. усвоить такой пласт материала всего за две недели занятий без четкой системы преподавания не возможно.
- У нас академический подход к обучению, - слегка приоткрывает ларчик успеха старший Степанов, Алексей. – Сначала пять часов теории, потом десять часов на тренажерах, где обучаемому ставятся правильные движения рук – ног, техника скоростного руления и так далее. И только после этого, во вторую неделю – практические занятия на автодроме.
Сергей:
- Когда читаем теоретический курс, народ в классе переглядывается: ну вот попали на очередное занудство. Терпеливо объясняем: мы не собираемся учить вас по порочному принципу обычных автошкол «делай как я». В автошколах курсант садиться за тренажер, рядом инструктор. И, чуть что, инструктор словесно колотить курсанта по рукам: это неправильно. Мы же не стараемся сломать курсанта психологически, все действия проговариваем: вот здесь переносим вес тела влево, вправо, вперед. А вот тут последовательность движений иная. И даем расклад, почему с точки зрения законов физики поступать нужно именно так, а не иначе.
За неделю занятий на тренажерах курсанты Степановых теряют до трех килограммов веса. Еще бы: за десять часов – до 18 тысяч движений! Перехваты, захваты руля, вождение одной, двумя руками. Потом затверженные навыки переносятся в реальный автомобиль. И эта мышечная память останется с водителем до конца его дней. Это как если человека научили плавать, потом он двадцать лет не входит в воду, а войдя – сразу плывет. Через голову в экстремальные моменты ничего не прокачаешь, спасти могут только рефлексы.
При небольшой скорости, всего 25-30 км/ч., запредельные нагрузки и на автодроме. За15 часов курсант делает столько поворотов, сколько обычный водитель за полгода.
Алексей:
- На летней подготовке, по нашим подсчетам, получается 1800 левых и правых поворотов за пять дней. И это при полной амплитуде руля, от упора до упора.
Тщательно отрабатываем действия при заносе автомобиля на льду. Занос – ситуация на наших дорогах распространенная. Вошел автомобиль в поворот, водитель вовремя скорость не сбавить, и его закрутило. Мы это моделируем. Учим курсантов соотносить свои возможности и возможности автомобиля. Конкретного автомобиля, на другом и вести себя нужно будет по – другому. Человек должен четко представлять грань, которую переступать ни в коем случае нельзя. И в любой момент понимать, на какой скорости (в силу своего физического состояния) и какие маневры он в состоянии выполнять. Скорость, кстати, может быть и весьма высокой. Все в жизни индивидуально, в том числе и управление автомобилем.
Чему ещё у нас можно научиться? Правильным навыкам вождения в транспортном потоке. Безопасному проезду разного рода препятствий – открытых колодцев, «лежащих полицейских», разбитой грунтовой дороги. Тому, как ехать быстро и не травмировать ни свой, ни чужой автомобиль, ни пешеходов. Не так, что «больше газу – меньше ям», а правильно перераспределять силы, действующие на автомобиль. Так, чтобы не разбилась подвеска машины.
Александр Пушкарь:
- Как обычно реагируют водители на внезапно выскочившего на проезжую часть человека или вставшего поперек дороге автомобиль? Что есть мочи давят на тормоза. Успеет ли машина вовремя остановиться, бабушка надвое сказала. Каким бы парадоксальным это не казалось, надо отказаться от торможения, активно крутить баранку, пытаться объехать препятствие.
Машины разные, психологические портреты водителей абсолютно разные. И мы не сторонники того, чтобы сложившуюся психологию человека ломать. Если ездите быстро, будете ездить быстро. Если медленно – катайтесь медленно. Но в любом случае вы должны ездить безопасно для себя и для окружающих.
Сергей Степанов:
- Мы, конечно, обучаем безопасным приемам ухода от столкновения. Но в реальной жизни водителю самому придется выбирать нужный вариант. Каждую ситуацию на занятиях не смоделируешь.
Алексей:
- Власть над автомобилей – большой кайф. На втором-третьем занятии на автодроме нам уже приходиться держать курсантов «за хвост». Они начинают понимать, что можно проделывать со своим автомобилем. Не просто водить, а управлять. Моторики, то есть затверженных навыков, у них ещё не хватает, а желания попробовать себя в деле – с избытком. Мы уговариваем: «Притормозите, давайте сначала закрепим навыки, а потом уже поедем быстро».
Наших мы узнаем по походке.
Независимо от пола, возраста и водительского стажа кандидатов в курсанты, двери центра распахнуты для всех желающих стать настоящими, а не надутыми королями и королевами автодорог.
Среди выпускников – 16-летний подросток, которого братья Степановы по просьбе его отца обучили всем водительским премудростям, какими владеют сами.
-С такими легче всего, - говорит Алексей, - они как чистый лист бумаги. Знания и приемы управления автомобилем в сложных ситуация схватывают на лету и на всю жизнь. А чтобы переучить водителей, крутивших баранку полтора – два десятка лет, надо быть очень терпеливым.
Курсы на Поленова от звонка до звонка посещала группа водителей – профессионалов. Несколько курсантов были из тех, кому надоело биться в авариях. Один мужчина, прежде чем прийти, три раза за полгода перевернул свою легковушку. Другой ставил дорогостоящий служебный джип на крышу дважды. Во внедорожнике - перевертыше в момент аварии рядом с водителем сидел его шеф. Предприниматель не стал почему-то увольнять незадачливого водилу, а направил его на перековку к братьям Степановым.
Хорошо помнят Алексей и Сергей одну свою юную ученицу. Девушка очень хотела стать классным водителем, поэтому на учебу не жалела ни времени, ни средств: закончила автошколу, потом брала частные уроки езды по городу. На прощанье, пряча в кармане в момент потолстевшее портмоне, инструктор сказал девушке, что с основными навыками у неё полный ажур. А остальному-де обучится самостоятельно. Через две недели свою сверкающую лаком иномарку наша героиня завязала узлом вокруг столба. Слава Богу, сама цела осталась.
- Мы же ни от кого из своих выпускников нареканий на качество подготовки в центре пока не слышали, - говорит Сергей Степанов, - наоборот, многие приезжали, благодарили. Потому что попадали в ситуации, которые мы им моделировали, и с честью из них выходили. Своих на дорогах мы узнаем без труда. По правильному стилю вождения. Те, кто закончил наши курсы, ездят размеренно. Они по своим ощущениям на автодроме прикидывают, чем может закончиться лихачество.
Николай БАЙШЕВ