Здоровье в порядке - спасибо посадке!
Следующая наша статья затронет основу, на которой базируются все элементы активной безопасности водителя. Это наша посадка - неотъемлемый элемент рационального и безопасного управления автомобилем. Она должна обеспечить в любой момент времени благоприятную возможность для сложных скоростных действий в критической ситуации. Очень часто, казалось бы, незначительные отклонения от правил посадки являются косвенной причиной критической ситуации. Большинство водителей придерживаются мнения, что существует две посадки - "нормальная" и специальная. Нормальная - локоть в окне, руление одной рукой и т.д. Специальная - которая нужна в сложных ситуациях. Однако согласитесь, что дорожная ситуация из прогнозируемой может перерасти в критическую за долю секунды. А для смены посадки необходимо время. Так не лучше ли сидеть правильно, чувствовать автомобиль, и быть всегда готовым к разного рода критическим ситуациям. Рассмотрим наиболее важные требования к посадке:
Положение корпуса - мышцы корпуса не должны находиться в напряжении, вес тела должен восприниматься только подушкой и спинкой сидения.
Положение головы - в физиологии есть такое понятие "шейно-тонические рефлексы". Оказывается тонус скелетной мускулатуры может изменяться в зависимости от положения головы. Например, если голова наклонена вперед или назад, происходит быстрое утомление. Идеальное положение - теменем вверх, тем самым исключается действие шейно -тонических рефлексов и создаются условия благоприятные для органов равновесия.
Положение рук - обобщение опыта автогонщиков высокого класса показывает, что оптимальным положением рук на рулевом колесе следует считать симметричный захват в точках 10 и 2 по аналогии с циферблатом часов.
То есть, левая рука в точке 10, а правая в точке 2. Кисти рук должны находится примерно на уровне плеч. Руки в локтевых суставах немного согнуты.
Положение ног - в автоспорте к этому особенно жесткие требования, однако большинство рекомендаций актуально для использования на любых автомобилях. Пятка левой ноги располагается под педалью сцепления так, чтобы при необходимости можно было перенести носок стопы с упора (пол кабины) на педаль сцепления или тормоза(! ), не блокируя при этом работу правой ноги. Отрывать пятку от пола не рекомендуется в силу того, что во время переноса водитель лишается одной точки опоры и смещает центр тяжести тела. Пятка правой ноги располагается под педалью тормоза с таким расчетом, чтобы при движении, когда разгон чередуется с торможением не было потребности отрывать ее от пола. Стопа при этом развернута и стоит на педали газа.
Рабочее место водителя - должно обеспечивать максимальный обзор и максимальный контакт водителя с креслом. Чем больше площадь контакта - тем полнее и точнее получаемая информация. Хочу обратить ваше внимание на разного рода накидки на сидение, массажерные коврики и т.д. Они ухудшают контакт водителя с креслом и как следствие очень сильно снижается чувство автомобиля. Которое уже не позволяет почувствовать потерю устойчивости и управляемости в ранней фазе, когда еще можно предотвратить критическую ситуацию, особенно на скользкой дороге. А лечиться нужно в больнице, а не в автомобиле, тем более что такое лечение может обернуться гораздо более дорогим. К вещам, негативно влияющим на безопасность также следует отнести скользкие оплетки на руль, и конечно разного рода висюльки, дезодоранты и т.п., которыми увешано лобовое стекло некоторых автомобилей, они напоминают новогоднюю елку. Все это висит и болтается, отвлекая водителя и уменьшая обзор, подчас провоцируя на неправильные действия.
Существует две основные разновидности "правильной" посадки:
Таксистская или посадка суслика - сидение сдвинуто максимально вперед, в угоду задним пассажирам. Рулевое колесо располагается очень близко к корпусу и для скоростных действий руками просто нет места.
Лежачая посадка - когда водитель полулежит. Мало того что такая посадка способствует быстрому утомлению, так еще для того чтобы включить дальнюю передачу 3 или 5 приходится подтягиваться одной рукой за руль, что мало способствует безопасному управлению.
Несмотря на то что мы живем в век стандартизации и нас окружают стандартные предметы и эргономика серийного автомобиля рассчитана на человека ростом 175 см. и обувью 42-го размера, современные автомобили позволяют в относительно достаточных пределах подогнать посадку. Хотя в отдельных случаях без слесарных и сварочных работ не обойтись.
Для регулировки индивидуальной посадки необходимо:
- сесть, откинув спинку сидения, включить сцепление (выжать педаль до пола) и подогнать сидение так, чтобы левая нога была чуть согнута в коленном суставе;
- взять закрытым хватом (большой палец внутри обода) прямой рукой рулевое колесо в верхней точке и плотно подогнать спинку сидения;
- для проверки туго пристегнуться ремнем безопасности, взять левой рукой (правой для "праворуких") руль в верхней точке и свободной рукой включить дальнюю (3 или 5) передачу;
- поставить левую ногу на педаль сцепления, правую на тормоз, опустить пятки на пол и точно совместить оси педалей и стопы;
- не изменяя положение пяток развернуть стопы ног наружу, левую на упор (пол кабины) и правую на педаль газа.
Если вы соответствуете морфологическим стандартам это и есть ваша правильная посадка.
Однако когда телосложение нестандартное придется либо внести переделки в конструкцию, либо видоизменить посадку. Для спортсменов автогонщиков существует только первый вариант, а для любителей, особенно когда автомобилем пользуются несколько членов семьи - второй.
Разберем особенности:
Длинные ноги - отрегулируйте посадку удобную для рук, опустите насколько это возможно рулевую колонку, сядьте вертикально.
Длинные руки - опуститесь вниз по сидению, согните спину в нижней трети позвоночника, отклоните назад спинку. Вы будете сидеть полулежа и мышцы шеи будут напряжены, так как голова наклонена вперед. Но это изменение легче, нежели укорочение рулевой колонки.
Малый размер ноги - прикрепите под ковриком к полу небольшую приподнятую площадку, чтобы при работе педалями пятки не отрывались от пола.
Короткие руки - согните рычаг КПП, чтобы при включении вы не отклонялись вперед.
Слабые руки - усвойте более широкий хват в точках 9 и 3 по часовому циферблату, или приобретите рулевое колесо большего диаметра.
После двух недель кажущихся неудобств вы почувствуете комфорт, и самое главное, обеспечите себе безопасность, которая зависит от посадки. Опыт автоспорта, в частности ралли-рейдов, показывает, что гонщики управляют автомобилями по 15-18 часов ежедневно в течении 10-15 дней не изменяя посадки, несмотря на утомление и высокую скорость.
В заключении несколько слов об одежде. Она должна обеспечивать свободу движений и не нарушать кровообращение. Особое внимание - шея и запястья. Если ваши сонные артерии незначительно сдавить воротником свитера или рубашкой с галстуком, через некоторое время вы почувствуете сонливость, снизится реакция, острота зрения и чувствительность вестибулярного аппарата. Если сдавлены запястья рук - нарушается кровообращение в кистях, а это сказывается на быстроте движений и чувствительности пальцев.
Обувь должна обеспечивать хорошее чувство педалей. Согласитесь, невозможно бороться с ритмическим, а тем более критическим заносом на скользкой дороге, когда водитель одет в тулуп и валенки. Это конечно преувеличенный пример, хотя у нас в Сибири он нередко встречается, но суть остается в том, что когда одежда стесняет движения это может привести к аварии, потому что скорости руления будет не хватать, а ноги не почувствуют степень усилия на педали тормоза.
Длительное сохранение работоспособности зависит не только от посадки но и от экипировки водителя.
И последнее - перчаткам (конечно не зимним) многие водители не придают значения, считая это пижонством. А зря! Перчатки предотвращают скольжение по ободу рулевого колеса и обеспечивают плотный контакт. Что позволяет снизить усилие хвата и как следствие меньшая утомляемость. А в критических ситуациях, когда сильный удар о препятствие передается на рулевое колесо и может его выбить, перчатки просто необходимы.
Дорогие водители! Сидите правильно и вы сбережете свое здоровье и жизненные силы автомобиля.