Поиск: 
     
   Регистрация   
 
Подари безопасность своим близким, любимым и родным..
Доставка в любую точку города.

 

График формирования групп 

По программе "Габариты и паркинг"

 

График формирования групп

По программе "Управление автомобилем в критических ситуациях" 

(контраварийная) (Зима – Лёд)

 

График формирования групп.
По программе "Азбука вождения"
 

Прохождение поворотов

 

Поворот … Что он нам несет… Пропасть или взлет?


Вы конечно знаете эту песню группы «Машина времени». Но такой подход к прохождению поворотов нас не устраивает. Как говорят спортсмены в поворот можно войти на любой скорости, а вот выйти не всегда. Научимся проходить повороты надежно и безопасно.

Повороты делятся на простые, сложные и опасные. Простые повороты наверное объяснять не нужно, остановимся на сложных. Это как правило затяжные плавные закрытые повороты, S-образные повороты, а также различные связки, состоящие из нескольких. Необходимо всегда помнить и выстраивать траекторию так, чтобы она учитывала особенности последующих поворотов.

Опасные повороты - отдельная категория, к которой могут относится как простые, так и сложные. В основном опасность заключается в нахождении на дуге поворота либо препятствия, наледи, контруклона, сужение дороги, ямы, канавы, и т.д. Поэтому необходимо визуально оценивать опасность до входа в поворот, а если такой возможности нет, предпринимать меры для снижения скорости и прохождения в более безопасном режиме. Борьба с автомобилем на дуге может стоить очень дорого. Тем более что она требует отточенных навыков и приемов, которыми обладают большей частью только спортсмены. Не забывайте что каждый поворот потенциально опасен, так как автомобиль прежде всего создан для прямолинейного движения. А если скорость высока - опасность увеличивается в геометрической прогрессии.

Любой поворот можно условно разделить на 4 части:

1.Подход к повороту

2.Вход.

3.Движение по дуге.

4.Выход.

Подход к повороту наверное объяснять не нужно. Мы приближаемся к повороту. Однако замечу, что от того как мы подойдем и как выстроим все последующие действия будет зависеть наша безопасность. Во-первых, необходимо погасить скорость ниже критической. Вы спросите что такое критическая скорость? Это такая скорость при которой никакое мастерство не удержит автомобиль в повороте. Его просто выкинет с дороги всем известная центробежная сила. А как узнать эту скорость? Спортсмены раллисты придумали классификацию по которой каждый поворот имеет Фамилию Имя Отчество. Для спортсменов уровня мастера спорта по ралли категорий поворотов 14, а для мастеров спорта международного класса - 18. Для наглядности скажу, что правый поворот на 90 градусов, который так часто встречается в нашем городе имеет критическую скорость прохождения 60-80км/ч, и называется по раллийной классификации "правый пять". Однако скорость прохождения того или иного поворота зависит от характера дорожного полотна и мастерства конкретного водителя. В данном случае выезжала сборная страны по ралли и проезжала разные повороты с максимальной скоростью по так называемой сглаживающей траектории. То есть по самому максимальному радиусу, который можно положить на данный поворот. Необходимо совместить три точки: точку входа у осевой линии дороги, точку внутренней части поворота и точку у осевой линии дороги на выходе. Если вы едете быстро – автомобиль должен проходить по безопасной траектории.

У спортсменов она еще называется траекторией вкатывания. Для примера скажу что по этой траектории ходят пилоты Ф1. Если вы смотрите трансляции, то заметили что они активно используют поребрик (обочину) перед заходом в поворот и на выходе. Для того чтобы использовать максимальный радиус, и как следствие минимальную центробежную силу. Это очень важно! Потому что скорости запредельные и уменьшение радиуса даже на 1см может привести к вращению автомобиля и выкинуть его с трассы, учитывая что болид идет на грани скольжения колес.

При подходе к повороту необходимо снизить скорость и сместится как можно ближе к осевой разметке дороги для построения самой безопасной сглаживающей траектории.

Фаза входа в поворот по времени очень короткая. Казалось бы чего проще повернул руль и все. Однако есть свои тонкости. Необходимо выстроить траекторию так чтобы исключить доворот рулевого колеса на дуге поворота, так как он спровоцирует увеличение центробежной силы. Вы скажете что я всегда доворачиваю на дуге поворота и все нормально. Это когда скорость маленькая и коэффициент сцепления покрытия очень хороший. Однако когда-нибудь вам придется по каким либо причинам поехать быстро и доворот руля на дуге сыграет с вами злую шутку. Как мы уже писали в предыдущих статьях в повороте на автомобиль действует центробежная сила, которая заставляет автомобиль кренится, тем самым смещая центр тяжести. В любом повороте главное колесо автомобиля - переднее наружное к повороту. Спортсмены называют его упорным. При повороте большая часть веса автомобиля смещается именно на него. Поэтому заезжая в свой двор, проходя любой поворот, обращайте внимание на то чтобы упорное колесо всегда ехало по хорошей дороге. Подведем итог. При входе в поворот необходимо повернуть руль на необходимый угол, чтобы исключить доворот на дуге, и на выходе выровнять. Напомню, что в фазе входа мы либо тормозим, либо поворачиваем руль. Одновременно это делать нельзя!!! Руль и тормоз антагонисты.

Движение по дуге поворота имеет свои особенности. Во-первых, повернув руль на входе, добавьте тяги. Попробуйте этот прием на вьезде в собственный двор с небольшой скоростью. Особенно это хорошо понять на переднеприводном автомобиле. Поворачивая руль чуть добавьте газу и вы почувствуете как ваш автомобиль хочет поворачивать. Поймайте этот момент. Тягу нужно добавлять немного раньше завершения поворота руля. Если вы опоздаете или поспешите с тягой - эффекта не будет. Основная педаль безопасности в повороте - педаль газа. Это балансир, который позволяет держать наш автомобиль в устойчивом состоянии. Руль и педаль газа в повороте должны быть оркестром. Особенно на переднеприводном автомобиле при скользком покрытии. Если мы сбросим газ то автомобиль выполнит программу "занос". Торможение на дуге поворота может создать большие проблемы учитывая разную нагруженность внутренних и наружных к повороту колес. Поэтому характер нажатия на педаль тормоза должен носить очень мягкий плавный характер. Погасить скорость в повороте безопасно можно не более чем на 20км/ч. Резкое торможение должно быть исключено, так как моментально вызовет блокировку менее нагруженных колес и как следствие вращение автомобиля.

Выход из поворота кажется на первый взгляд простым. Однако необходимо учитывать следующие особенности. Прежде чем нажать "газ в пол" верните центр тяжести под себя. То есть выровняли колеса автомобиля тогда нажимайте. Как правило те кто лежат на крыше на выходе из поворота слишком рано дали полный газ. Придерживайтесь правила: чем больше угол поворота колес, тем меньше газ, и наоборот чем больше газ, тем меньше угол поворота колес.

Теперь разберем спортивные методы прохождения поворотов. Один из них называется "глубокий вход". В отличие от шоссейно- кольцевых гонок где трасса известна и спортсмены проходили по ней большое количество раз, знают каждый поворот, а их не так много, трасса ралли более протяженная и проводится зачастую на дорогах общего пользования, где в основном преобладают закрытые повороты. Естественно запомнить каждый поворот невозможно, тем более что спортсменам дают с ней ознакомиться всего один-два раза перед гонкой. Именно поэтому раллисты придумали способ прохождения поворотов который гарантирует безопасность особенно в закрытых поворотах, когда выход скрыт для взора водителя и построить правильную траекторию вслепую практически невозможно. Суть приема в следующем. В отличие от сглаживающей траектории, которая проходит по максимальному радиусу, гонщик глубже заходит в поворот. Это позволяет ему увидеть выход и правильно построить траекторию, основываясь на визуальной оценке. В фазе входа он круче поворачивает руль, но затем его траектория становится гораздо положе и позволяет раньше начать разгон, гарантируя при этом безопасность. Однако есть определенные тонкости. Этот прием можно применять только в сочетании с "загрузкой". Для того чтобы в фазе входа повернуть руль на больший угол необходимо загрузить передние колеса. Иначе автомобиль не примет маневр и передние колеса пойдут на срыв. "Загрузка" достигается либо торможением двигателем, посредством включения понижающих передач, либо рабочим тормозом или комбинированным способом, который включает оба предыдущих. Как вы помните из наших статей, при торможении вес автомобиля смещается вперед, что обуславливает прижатие передней части к дороге. Отпуская педаль тормоза необходимо повернуть рулевое колесо на нужный угол и не опоздать. Так как продолжительность загрузки по времени очень мала. Если мы не попадем в нее, то будем выполнять поворот уже на разжатых передних пружинах (разгрузка), что неизбежно вызовет срыв передних колес. "Глубокий вход" является самой безопасной траекторией независимо от характера дорожного полотна (снег, грязь, гравий и т.д.).

"Ломаная траектория" - прием характерный для трековых гонок. Трасса представляет собой овал, где два прямых участка и два поворота. Однако невозможно пройти такой радиус одним поворотом руля. По раллийной классификации его можно записать так: 3-3-3-3. То есть раздробить большой на маленькие повороты. В результате траектория прохождения будет похожа на многогранник, в котором "прямой участок"-"поворот"-и т.д. Такой подход позволяет сохранить безопасность на протяжении всего поворота, не сильно теряя в скорости. Поэтому при движении на длинном закрытом повороте целесообразно разбивать его на несколько маленьких, применяя при этом "загрузку".

"Двойной вход" применяется когда при движении по дуге возникает какое-то препятствие, в виде лужи, ямы, канавы и т.п. Для прохождения траектория движения спрямляется (если конечно позволяют дорожные условия), затем делается повторный вход в поворот. Как мы писали в предыдущей статье, прохождение препятствий необходимо выполнять на выпрямленных колесах, тем самым, сохраняя подвеску и что более важно устойчивость и управляемость.

"Управляемый занос" - применяется спортсменами чаще всего на покрытии с низким коэффициентом сцепления. И позволяет погасить скорость уже непосредственно на дуге поворота, не пользуясь при этом малоэффективным торможением рабочим тормозом. Эффект достигается только рулением и педалью газа. Причем передние колеса повернуты в противоположную от поворота сторону. Балансом руления и тяги мы контролируем скорость и направление движения автомобиля. Безусловно этот прием требует определенной тренировки, однако необходимо уметь им пользоваться как спортсменам, так и обычным водителям. В критической ситуации он поможет погасить скорость на дуге поворота, особенно в зимнее время, и сохранить жизнь свою и автомобиля.

В заключение несколько советов. При подъезде необходимо визуально оценить степень крутизны поворота, мысленно выстроить траекторию и погасить скорость перед заходом. Лучше больше занизить скорость, чем потом на дуге поворота бороться со своим автомобилем. Скорость - самый главный регулятор безопасности в повороте. Бояться нужно не поворота, а самого себя.

Прямых Вам дорог!

Наши координаты:

Иркутск, ул. Поленова 18"А" офис 301 

Время работы офиса: пн - пт. с 10.00 - 18.00

Телефоны: (3952) 56-02-51

                       8-924-710-40-18 WhatsApp, telegram, viber.

icvvm@mail.ru

icvvm2004@ya.ru

(на карте города)

 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.